АКТИВНОСТЬ –
энергичная, усиленная деятельность,
деятельное состояние, деятельное участие в чем-либо; деятельностное отношение
человека к миру, способность производить общественно-значимые преобразования
материально-духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта
человечества.
АДАПТАЦИЯ – приспособление организма, личности или группы к измененным
внешним условиям.
ВАЛЕОЛОГИЯ–
наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека.
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ–
наличие у педагога как установки на сохранение и
укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и
профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей и подростков (профессиональный компонент готовности).
ДИАГНОСТИКА–
количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с
помощью специально разработанных научных методов.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД – создание необходимых условий для формирования
компетентности здоровьесбережения как основы бытия человека как социального, а
не только биологического существа, где основным является осознание важности
здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека.
ЗНАНИЕ –
результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в
практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека
(представления, понятия, суждения).
ЗДРАВОСОЗИДАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность компонентов
образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов
(педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей), в деятельности которых
реализуется обеспечение здоровья участников образовательного процесса.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
– образовательные
технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников):
личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактическую
направленность и направленность на формирование здорового образа жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – индивидуальная
программа содействия укреплению соматического, физического, психического и
социального статуса учащихся (воспитанников) и педагогов, составленная на
основе диагностики здоровья, самоанализа и анализа образа жизни. Ее выполнение
предполагает оптимизацию образа жизни и использование современных
оздоровительных технологий в рамках комплекса дополнительных оздоровительных
услуг.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА —
целостное многоуровневое понятие: в его
структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные
компоненты. В качестве основных принципов обеспечения индивидуального здоровья
рассматриваются его сохранение (поддержание гомеостаза), укрепление (увеличение
резервов организма) и формирование (управление собственным здоровьем).
Определяющим принципом следует считать формирование здоровья, сущность которого
состоит в целенаправленном оздоровлении собственного образа жизни.
ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами
их дифференциации.
КОМАНДА СЛУЖБЫ
ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — автономный
коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать
поставленную перед ним задачу создания здоровьесберегающей среды в образовательном
учреждении.
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЯ – сознательная система действий и
отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся
из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая
основой здорового образа жизни.
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ — система
организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о
здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая
непрерывное слежение за состоянием здоровьесберегающей среды образовательного
учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – создание условий для сохранения, укрепления и
развития индивидуального здоровья участников образовательного процесса,
формирования их здорового образа жизни.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ – структура службы,
позволяющая выделить подразделения службы, объединяющие специалистов сходной
квалификации (медицинское, образовательно-валеологическое,
социально-психологическое, физической культуры, обработки информации), а также
иерархию управления.
ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — целевая программа, компонент программы
развития образовательного учреждения. Программа представляет собой описание
модели будущей деятельности службы в целом и по отдельным направлениям.
Основное назначение целевой программы - преодоление конкретных проблем
обеспечения здоровья участников образовательного процесса. Работа по целевой
программе предполагает участие в ее реализации всего коллектива
образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и
точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.
ПРОЕКТ - деятельность по достижению нового
результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов,
описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов
по ее улучшению. Проектом является разработка целевой программы деятельности
службы здоровья образовательного учреждения.
СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – организационная
форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению
здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа
жизни.
СОЦИАЛЬНО
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – заболевания,
на распространение которых существенное влияние оказывают
социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции,
передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты
(сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные), а также алкоголизм, наркомании
и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их
распространения.
СОЦИАЛЬНОЕ
ПАРТНЕРСТВО – технология координации
разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов,
вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить
усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями
социальных партнеров службы здоровья могут быть органы законодательной и
исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные
категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов
сохранения и укрепления здоровья детей.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — алгоритм совместной деятельности
специалистов службы по поэтапной реализации их профессиональных задач. Состоит
из блока мониторинга здоровья (1), позволяющего выявить приоритетные проблемы
обеспечения здоровья в образовательном учреждении;
организационно-проектировочного блока (2), который позволяет проектировать
деятельность службы в соответствии с выявленными проблемами;
исполнительско-рефлексивного блока (3), в котором реализуются основные направления
деятельности службы по обеспечению здоровья учащихся (воспитанников) и
педагогов в образовательном учреждении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий