Тезаурус по здоровьеформированию

АКТИВНОСТЬ –  энергичная, усиленная деятельность, деятельное состояние, деятельное участие в чем-либо; деятельностное отношение человека к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материально-духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

АДАПТАЦИЯ – приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

ВАЛЕОЛОГИЯ– наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека.

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
наличие у педагога как установки на сохранение и укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков (профессиональный компонент готовности).

ДИАГНОСТИКА– количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД   создание необходимых условий для формирования компетентности здоровьесбережения как основы бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения).

ЗДРАВОСОЗИДАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА  совокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов (педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей), в деятельности которых реализуется обеспечение здоровья участников образовательного процесса.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 
 образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактическую направленность и направленность на формирование здорового образа жизни.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  индивидуальная программа содействия укреплению соматического, физического, психического и социального статуса учащихся (воспитанников) и педагогов, составленная на основе диагностики здоровья, самоанализа и анализа образа жизни. Ее выполнение предполагает оптимизацию образа жизни и использование современных оздоровительных технологий в рамках комплекса дополнительных оздоровительных услуг.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — 
целостное многоуровневое понятие: в его структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные компоненты. В качестве основных принципов обеспечения индивидуального здоровья рассматриваются его сохранение (поддержание гомеостаза), укрепление (увеличение резервов организма) и формирование (управление собственным здоровьем). Определяющим принципом следует считать формирование здоровья, сущность которого состоит в целенаправленном оздоровлении собственного образа жизни.

ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

КОМАНДА СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — автономный коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу создания здоровьесберегающей  среды в образовательном учреждении.

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ —  система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здоровьесберегающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ –  создание условий для сохранения, укрепления и развития индивидуального здоровья участников образовательного процесса, формирования их здорового образа жизни.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ  структура службы, позволяющая выделить подразделения службы, объединяющие специалистов сходной квалификации (медицинское, образовательно-валеологическое, социально-психологическое, физической культуры, обработки информации), а также иерархию управления.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ —  целевая программа, компонент программы развития образовательного учреждения. Программа представляет собой описание модели будущей деятельности службы в целом и по отдельным направлениям. Основное назначение целевой программы - преодоление конкретных проблем обеспечения здоровья участников образовательного процесса. Работа по целевой программе предполагает участие в ее реализации всего коллектива образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

ПРОЕКТ - деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов, описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов по ее улучшению. Проектом является разработка целевой программы деятельности службы здоровья образовательного учреждения.

СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.

СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ  заболевания, на распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты (сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные), а также алкоголизм, наркомании и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их распространения.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО  технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров службы здоровья могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей.


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ —  алгоритм совместной деятельности специалистов службы по поэтапной реализации их профессиональных задач. Состоит из блока мониторинга здоровья (1), позволяющего выявить приоритетные проблемы обеспечения здоровья в образовательном учреждении; организационно-проектировочного блока (2), который позволяет проектировать деятельность службы в соответствии с выявленными проблемами; исполнительско-рефлексивного блока (3), в котором реализуются основные направления деятельности службы по обеспечению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов в образовательном учреждении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий