"Веревочный парк" как инновационная здоровьесберегающая практика в дошкольном
образовательном учреждении
Дошкольный
возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот
период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, первоначальное становление
личности, формирование основ самосознания и индивидуализации ребенка. Считая,
что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие
ребенка, реализующего потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Переход
современной системы дошкольного образования на требования Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются педагоги дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ). Прежде всего, изменились требования к
проведению занятий, т.к. были разработаны определенные педагогические
образовательные технологии, которые необходимо использовать в процессе
реализации ФГОС ДО.
Для педагогов
ДОУ важно не просто проводить занятия, а создавать единый процесс
взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм,
методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично
переплетаться разные образовательные области.
Хочется отметить одну из таких форм организации деятельности
детей - игра с верёвочками. Несмотря на
обилие электронных игрушек, компьютерных игр, интерес к верёвочным играм не
уходит в небытие, а передаётся из поколения в поколение. Игра с верёвочкой -
это просто удовольствие, к которому легко приобщиться.
Важно уже с
дошкольного возраста создать условия для формирования физической активности и
проявления познавательной инициативы у ребенка
Веревочный
лагерь – эффективная форма физического развития детей. Детский веревочный
лагерь имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что
даёт детям не только возможность лазить по веревкам, но и придумывать этапы
самостоятельно, используя при этом стационарное оборудование (веранда,
спортивное оборудование прогулочного участка, любые МАФы), объекты природы
(деревья на участке) и специально подобранный и подготовленный педагогом или
родителем набор веревок с карабинами, резинки, кольца – все то, что вполне
можно уместить в чемодане и перемещать с места на место без особых усилий.
Благодаря этому,
веревочный лагерь является хорошим средством не только для физического, но и
для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, он активизирует
мыслительные процессы дошкольника, логику, воображение.
Материалом для
веревочного лагеря служат веревки и резинка, карабины, кольца, канаты. Это
удивительные материалы, с которыми можно придумать множество интересных игр,
способствующих развитию координации, ловкости, сосредоточенности на
поставленной цели, ориентированию в пространстве, воспитанию командного духа.
Организация образовательной деятельности с использованием веревочного лагеря
способствует взаимодействию ребенка со сверстниками: они учатся договариваться,
обсуждать тактику, оказать помощь друг другу, появляется целеполагание,
возможен выбор лидера из группы детей (в старшем дошкольном возрасте), который
будет поддерживать команду на каждом этапе, разрабатывать тактику.
«Веревочный
лагерь в чемоданчике» разработан для занятий с детьми дошкольного возраста со
спортивным оборудованием, направлен на развитие физических качеств
(координации, ловкости, ориентировки в пространстве), позволяет принимать
нестандартные решения.
Данная форма
предполагает самостоятельный поиск ребенком решения возникающих проблем,
нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Организация образовательной деятельности с использованием
веревочного лагеря способствует взаимодействию ребенка со сверстниками: они
учатся договариваться, обсуждать тактику, оказать помощь друг другу, появляется
целеполагание.
Взрослый
ориентирует дошкольников на получение положительного оригинального результата,
поощряет двигательную активность каждого ребенка, повышает взаимопомощь и поддержку в коллективе.
Фундаментом
своевременного и полноценного личностного развития ребенка является физическое
развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и
игровой. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи
формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей,
приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Особенностью
современного мира является постоянное ускорение темпов развития цивилизации,
что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах
жизни общества, в том числе и в системе образования, которое является основным
ресурсом стратегии развития общества в целом, а дети – главным человеческим капиталом
страны.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации
и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. От
рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир и в этом особое
место отводится дошкольному периоду. Именно в этот период закладываются все
фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Одна из задач Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования звучит: «…обеспечение вариативности и
разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей состояния здоровья детей». Формирование
мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная
деятельность так же являются главными задачами, которые стоят сегодня перед
педагогом в рамках реализации современной образовательной политики. Эти задачи
требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено
конструктивной деятельности через конструирование и робототехнику.
Важную роль в реализации этой задачи играют современные
средства обучения и электронные образовательные ресурсы: конструкторы Lego, интерактивный пол, программно-аппаратный комплекс Bee-Bot,
которые учитывают индивидуальные особенности развития воспитанников, их разные
образовательные потребности.
Возможность использования современных средств обучения на
занятиях по физической культуре стало инновацией для моей педагогической
практики.
Простой и универсальный, конструктор LEGO можно использовать как угодно и практически
где угодно. В любых видах деятельности, которыми занят ребенок дошкольного
возраста. Кубики LEGO можно
добавлять и к играм на физическое развитие.
В своей работе, как
инструктор по физической культуре, использую, конструкторы линейки LEGO
Education, которые позволяют в форме увлекательной игры укрепить дыхательную
систему, тренировать силу выдоха, диафрагмальную мышцу, развивать
пространственную ориентацию. Для этого ребенок из конструктора LEGO Education на
горизонтальной плоскости из деталей конструктора составляется лабиринт с
несколькими выходами. По лабиринту нужно
прокатить шарик, дуя на него. Размер и вес шарика можно изменить.
Также, конструкторы линейки LEGO Soft представляют собой крупные мягкие кирпичи конструктора.
Выполнение разнообразных движений с этим конструктором развивает общую и мелкую
моторику, координацию движений, ловкость, быстроту, глазомер. Они позволяют
преподнести в обычную эстафету, спортивный праздник элементы новизны, превращая
их в увлекательное событие.
Программно-аппаратный комплекс Bee-Bot (интерактивные пчелы),
с помощью которых дети с легкостью осваивают основы программирования, учатся
разрабатывать алгоритмы, позволяет им придумывать алгоритм сложного движения
для пчелы, который потом воспроизводит группа детей. Воспитанники учатся делать
повороты направо и налево, выполнять строевые упражнения, а еще рождаются целые
танцевальные композиции под музыку в стиле «техно».
Кроме
того, впервые, именно в Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования включен такой важный с позиции сохранения здоровья
детей критерий (результаты образования), как «способность к контролю и
самоконтролю». Сохранение здоровья детей из категории «условие реализации
образовательного процесса» переходит в более значимую категорию – «результат
процесса образования». А,
определяя конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, создается определенный,
заранее продуманный продукт.
Используя интерактивного оборудования и лего-конструктор в физическом
развитии детей мне как инструктору по физической культуре важно, чтобы ребенок
проявлял не только двигательную активность, но и в то же время умственную
деятельность, что в совокупности оказывало благотворное влияние на
психофизическое состояние организма ребенка в целом, а так же развитию мелкой
моторики рук, формированию образного, пространственного мышления.
Как инструктор по физической культуре я осознала, что использование современных средств значимо для физического развития
дошкольников, они позволяют осуществлять образовательную деятельность в виде
игры, активной познавательной и исследовательской, творческой деятельности, учитывать
интересы, потребности детей.
Образовательная
среда, стимулирующая активность ребенка в освоении способов сохранения
психофизического здоровья
В последние годы сохранение и поддержание здоровья
человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие
личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время
большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.
Управление ребенком собственным поведением и здоровьем
требует определенных знаний о нём, умений использовать их как способы и средства
улучшения физического и психического состояния. Ориентация только на помощь
извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам, воспитателям, родителям
делают ребенка пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных
проблем.
Дошкольный период жизни является периодом наиболее
интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического,
нравственного здоровья, влияющий на формирование социальной активности ребенка.
Однако требования общества, современные условия вызывают ряд противоречивых
тенденций:
- возрастающее внимание к обучению в дошкольном
возрасте и недооценка развития качеств детей;
- физическое воспитание, зачастую рассматривающееся с
позиции развития чисто двигательных навыков без изучения взаимосвязей физического,
психического и интеллектуального оснований развития;
- обращение большого внимания на фиксацию факторов,
влияющих на развитие ребенка, и минимальный акцент на психофизиологическое
развитие, на состояние эмоционально-чувственной сферы дошкольника, что
существенно снижает возможности индивидуального подхода к воспитаннику и
дифференциацию форм образовательной и воспитательной работы.
В нормативных, концептуальных документах системы
образования определен приоритет здоровья, но в настоящее время отсутствует
непрерывная система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах
возрастного развития человека. На наш взгляд необходима система непрерывного
образования, вооружающая человека от момента рождения и до глубокой старости
методологией здоровья, средствами и методами его формирования.
По-видимому, в настоящее время, всем нам нужно
посмотреть, насколько текущая педагогическая практика обеспечивает становление
и развитие у детей личной мотивации сохранения здоровья, осознанно
деятельностного отношения к нему.
Взрослым (родителям, педагогам), которые хотят
сохранить здоровье ребёнка, необходимо целенаправленно отбирать объём информации
для детей (то, что воспринимается сознанием) и её ценностную направленность,
доступную детскому пониманию. Владение ребёнком достаточным объёмом
оздоравливающей информации и осознание её значимости для поддержания здоровья
делает личность самодостаточной.
Наличие у человека знаний о здоровье и способов его
сохранения еще не гарантирует, что он будет следовать им и вести здоровый образ
жизни. Для этого необходимо создать стойкую мотивацию на здоровье с первых лет
жизни человека. Понимание детьми здоровья как основой жизненной ценности и
выбора её в качестве цели деятельности происходит лишь тогда, когда эта
ценность наполняет жизнь ребёнка и проживается им, то есть становится для него
смыслом. Именно с рождения следует учить ребенка искусству управление своим
здоровьем. Выбор ребенком здоровья и здорового образа жизни как основных
ценностных ориентиров в основном происходит в образовательной среде во
взаимодействии с взрослым.
Мы считаем, что организация образовательной среды
должна предполагать:
- психолого-педагогическое обоснование методов и
средств сохранения психофизического здоровья, эмоционального благополучия ребенка
как основания и ресурса всей его жизнедеятельности;
- особое внимание оценке результативности и качества
дошкольного образования, владению педагогом несложными методиками
тестирования, педагогического наблюдения исходного состояния психофизической сферы
развития ребенка как основы проектирования «индивидуального образовательного
маршрута»;
- интегрированный подход к формированию пространства
развития ребенка, определяющего накопление и становление опыта сохранения
здоровья, интеграцию ценностей культуры народов и их социокультурного опыта
самовыживания, оздоровления и развития физической культуры;
- образовательное пространство, в котором с раннего
возраста обеспечивается проникновение в сознание ребёнка значимости и ценности
его здоровья как личностного смысла, потребности постоянно поддерживать своё
тело и эмоции в состоянии равновесия - здоровья;
- игровое взаимодействие со сверстниками как подлинная
социальная практика, умело направляемая взрослым, для комфортного самочувствия,
для полноценной уверенности в себе ребенка;
- дифференцированные индивидуальные условия развития
представлений о себе, возможностях своего организма, теле и его движениях,
способов самосохранения и саморазвития, ценностной ориентации на движение,
здоровье и здоровый образ жизни, самостоятельной двигательной активности;
- интеграцию средств (народная подвижная игра,
музыкально-ритмические упражнения, танец); методов - познавательно-развивающих
(проблемные ситуации, игровое моделирование, двигательные этюды и др.),
оздоровительных (закаливающие процедуры, упражнения, релаксация и др.),
диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги литературных, сказочных
персонажей, диалоги взрослого-ребенка, выразительные движения мимики, тела
перед зеркалом и др.), проектно-исследовательских (опыты, модели, наблюдения,
схемы, упражнения и др.); форм организации жизнедеятельности детей
(двигательно-игровая, интеллектуально-познавательная,
оздоровительно-рефлексивная, тренирующая и др.);
- насыщение эмоционального фона ощущений ребенка, свойственными
человеку сложными высшими эмоциями и чувствами, которые формируются под
влиянием обобщенного опыта, общения, социализации, направленного воспитания,
соприкосновения с различными видами искусства, а также компонентов
эмоционально-развивающей среды: эмоционально-поддерживающий,
эмоционально-стабилизирующий, эмоционально-настраивающий,
эмоционально-активизирующий, эмоционально-тренирующий;
- тренировку защитных функций организма (закаливание,
развитие выносливости) как одного из качеств организма, являющегося ключевым
моментом психофизической самозащиты детского организма;
- интеграцию в содержание образовательных программ,
рабочих программ знаний о здоровье своем и других, способах его сохранения и
укрепления, о негативных факторах, влияющих на здоровье;
- обучение педагогов, родителей проектированию
оптимальных условий сбережения здоровья ребенка в игровом пространстве, что
позволит ему легко адаптироваться в образовательную среду школы.
Еще одним значимым в создании образовательной среды
компонентом служит возможность анализа и оценки ее эффективности по адекватным
критериям и показателям становления начал здоровьесберегающей компетентности
детей дошкольного возраста. Становление компетентности в дошкольном возрасте
представляет собой процесс возникновения и развития у ребенка в различных
социальных контекстах и видах деятельности субъективированных представлений,
способов поведения и успешного действия в конкретной ситуации. Становление компетентности
у детей старшего дошкольного возраста проявляется в том, что, обладая знаниями,
умениями, навыками, ребенок способен принимать собственные решения, на основе
формирующихся и развивающихся у него компетенций (познавательной, рефлексивной,
регуляторной).
Современная модель образования предусматривает
воспитание человека, уверенного в своих силах, присущих ему способностях,
умеющего ими распоряжаться, а значит сильного и здорового. На наш взгляд,
обеспечение в образовательной среде условий сохранения и укрепления
здоровья как целостного феномена личности позволит нормализовать
функционирование детского организма и сохранить его внутреннее состояние
и равновесие.
Физическое воспитание в ДОУ -
является важным звеном в образовании детей, оно занимает одно из ведущих мест в
воспитании гармонично-развитой личности. Потребность в двигательной активности
у детей дошкольного возраста очень велика. Физические
упражнения способствуют развитию
у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они
испытывают чувство радости, подъёма от проявленной при овладении двигательными
действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Инструктор физической культуры
- скульптор человеческого тела и детской души, конечно же. Подбирая слова,
задавая нужный тон, соблюдая паузы, выдерживая интонации, мы регулируем детские
эмоции. Все это только для того, чтобы коснуться душевных струн каждого ребенка,
разбудить его стремление к
самосовершенствованию, ведь именно в дошкольном детстве закладываются все
основные качества личности человека. Процесс обучения должен быть
всеобъемлющим. Привести ребенка в спортивный зал и провести занятие – это не
значит воспитывать его. Тело и ум взаимосвязаны, поэтому то, что мы вкладываем
в тело, отражается в уме и наоборот.
Работая с дошкольниками, не
перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные,
забавные, удивительно умные. Глядя в их распахнутые навстречу детские глаза,
понимаешь, что ты нужна им, что и ты играешь не мало важную роль в жизни
маленького человека и закладываешь ростки будущих характеров.
Воспитывая
детей, дается право осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя
его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая детям знания и
опыт. Как
выяснилось, это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то
нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и
полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо
желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением
опыта становится только мудрее.
Главная цель педагогической
деятельности молодого педагога - целенаправленно влиять на ребенка, развивая
богатство его души, помогая ему стать личностью.
В
последние годы сохранение и поддержание здоровья
человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие
личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время
большую обеспокоенность вызывает тенденция к его Двигательная
активность является мощным биологическим стимулятором жизненных
функций растущего организма. Потребность в движениях составляет
одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь
условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим
возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор
- этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и
форм проведения занятий, когда их основой является общее
воздействие на организм в сочетании со специальными
физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических
упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во
время занятий по - физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение,
появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения
при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным
оптимизирующим фактором.
За последние годы состояние здоровья детей
прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Причин
роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание,
и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические
перегрузки. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования
двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее
интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка
представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в
непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Казалось бы,
всем известна истина: дети – наше будущее. Но давайте вникнем в эту мысль
поглубже. Ведь и в самом деле будущее. Потому что от того, какими вырастут ваш
ребенок и ребенок ваших друзей, и ваших сослуживцев, и знакомых и соседей,
именно от этого зависит, каким станет завтрашний день нашего общества, будут ли
подростки ломать почтовые ящики в подъездах и расписывать фасады домов и
зданий, станет ли молодежь пить водку на вечеринках, искать наркотики и
развлекаться другими малодостойными способами, или же у них будут в жизни
совсем иные, высокие цели. Вот почему физический, нравственный и
интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с
детства.
Формирование
здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида.
Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде,
которая является важным фактором регуляции его поведения.
Главное - помочь дошкольникам
выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни,
научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития,
осознать ответственность за свое здоровье.
Современная
жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Социально – экономическая
нестабильность в обществе приводит к увеличению числа детей – дошкольников с
нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии; у многих детей
повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти
трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. Необходимо
сформировать физически и психически здорового ребенка, адаптированного к
окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной
мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и
характеризующегося достаточной самостоятельностью. Стремительный темп жизни не остановить.
Физические упражнения – противовес, который поможет детям противостоять
стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим детей, тем лучше
они приспособятся к современной жизни.
В детстве
человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по
саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок
пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается
здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются
задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных
интересов на здоровый образ жизни.
Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит.
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности
соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы
ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной
активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и
эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к
физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения
здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Являясь важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические
характеристики человека вообще и ребенка, в частности, здоровье, характеризует
социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования
детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития
медицинской помощи, служб охраны материнства, в конечном счете - отношение
государства к проблемам материнства, детства и многое другое.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному
здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин
«здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и,
пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной
организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов».
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России,
живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С
учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором
С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному
здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь
детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их
деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная
активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и
способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому
образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении
поддержания и укрепления своего здоровья.
Реализация
образовательных областей «Физическое развитие» через интеграцию деятельности
дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ
В последние годы
сохранение и поддержание здоровья человека является
одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации
сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую
обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.
В условиях модернизации образования с введением в действие
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление
здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным
результатом реализации указанных требований является создание развивающей
образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная,
жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования
имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях
решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном
детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы
работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии
развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность
здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно
формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Реализуя
данные требования мною был создан и внедрен в образовательный процесс педагогический
проект «Здоровьесберегающая
среда развития ребенка дошкольного возраста», целью которого явилось создание в ДОУ устойчивой положительной мотивации детей
дошкольного возраста к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование у
них необходимых знаний, умений и навыков
по физической культуре, через интеграцию организационных форм
двигательной деятельности детей.
Ориентиром в формировании здорового
образа жизни и культуры здоровья детей становятся: детская игра,
общение, личный пример педагогов и родителей, накопление двигательного опыта в
процессе разнообразных видов детской деятельности, здоровьесберегающеее, здоровьебезопасное поведение детей.
Реализация проекта осуществлялась
в несколько этапов:
ü
информационно –
аналитический;
ü
проектно –
мотивационный;
ü
содержательно –
деятельностный;
ü
диагностико –
результативный
Содержание этапов проекта:
На информационно – аналитическом этапе был
сделан анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, оценивались и интерпретировались результаты педагогической
диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения,
отношения), формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного
возраста на основе адекватно подобранных диагностических методик. Актуальное
состояние и развитие детей соотносилось с планируемым (прогнозируемым)
педагогическим результатом развития ребенка по окончании каждого возрастного
периода, выявлялись особенности проявления культуры здоровья, определялись
направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть в
ходе реализации проекта. Происходило определение ожидаемого социально –
значимого результата. Формулировались цели и задач проекта, Определялись
необходимые способы и условия для достижения цели.
Кроме
этого, происходило изучение степени сформированности ценностных представлений
родителей, их отношения к формированию здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста.
Проектно – мотивационный этап предполагает
выбор наиболее оптимальных организационных форм воспитания культуры здоровья, в
зависимости от конкретной педагогической ситуации, определение темы, объекта
проектирования. Были сформулированы задачи формирования здорового образа жизни
у детей с учетом особенностей их развития, определены пути и средства их
реализации, выбраны методы и формы здоровьесберегающей работы. На данном этапе
мною был подобран необходимый дидактический, технологический материал,
спланирована индивидуальная и групповая работа с детьми.
Содержательно – деятельностный этап предполагает
совместную деятельность участников проекта по развитию умение активно участвовать в
заботе о своем здоровье, умение противостоять вредным привычкам и зависимостям,
умение чутко прислушиваться к своему организму, устранять причины дискомфорта,
развитие способности к здоровьесберегающей деятельности с учетом особенностей
развития ребенка и социально – педагогических условий организации
образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе
моя работа строилась по блокам:
Знай свое тело:
Дети получают элементарное представление о строении и
функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.),
кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм
поведения.
Соблюдай правила гигиены:
Особое внимание уделяется формированию практических умений
и навыков соблюдения правил гигиены.
Занимайся физкультурой:
Совместно с детьми выявляются значимость движения для
здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Соблюдай режим дня:
Работа направлена на воспитание самостоятельности при
выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о
правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в
детском саду.
Следи за своим настроением:
Дети получают представление о настроении, эмоциях и
чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель работы – повышение
психоэмоциональной устойчивости.
Также ведется работа с родителями по привлечению их к проектной
деятельности на основе использования разнообразных форм, средств формирования
основ здорового образа жизни.
На данном этапе используются разнообразные формы и методы
работы с детьми и родителями: праздники, физкультурные досуги, развлечения; обсуждение проблемных
ситуации; обсуждение поступков; отгадывание загадок; викторина; разбор понятий;
моделирование; сбор фотографий и оформление альбома; моделирование правил; фитболгимнастика;
стрейчинг; пальчиковая гимнастика; релаксация; игры (дидактические,
имитационные, игры – путешествия; игры – соревнования, игры – моделирование,
подвижные, народные, хороводные); разгадывание кроссвордов; создание коллажа; просмотр
видео фильмов и диафильмов; проектная деятельность; коллективное составление
инструкции (памятки); имитация через движение характерных особенностей
изучаемых объектов и явлений окружающего мира; копилка положительных эмоций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий